Языки

  • English
  • Русский

«Александр Ибрагимов. Глубина мысли и свобода чувств»

16 марта 2017 года в зале Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио состоялся сольный концерт пианиста Александра Ризвановича Ибрагимова, профессора кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. В программу концерта были включены сочинения Л. Бетховена, И.С. Баха, транскрипции произведений русских и зарубежных композиторов.

Приятно, что в концертном зале музыкального колледжа собралась публика разного возраста, увлечённая музыкой: и серьезные профессиональные музыканты, и студенты, и совсем юные слушатели.

Фортепианный вечер открыло исполнение Органной хоральной прелюдии f-moll И. С. Баха в переложении Ф. Бузони. С первых звуков зал пронзила аскетичная сила музыки. Строгое звучание прелюдии внутренне наполнялось непрерывным движением. Энергия музыки убеждала своей искренностью и глубиной.

Звучавшая далее Соната для фортепиано №5 c-moll (оp. 10 №1) Бетховена держала слушателей в неотрывном внимании. Следуя за почти монтажными контрастами тем, Александр Ибрагимов своим исполнением создал насыщенное музыкальное полотно. Динамичность сонаты, бетховенская сила смыслов в ней и высочайший профессиональный уровень музыканта произвели на публику впечатление стихии. Поразительно, с какой точностью и выстроенностью отражались эмоциональные сферы! Яркое отличие драматических и лирических тем передавалось разнообразным отношением пианиста к звуку. Образы развивались, касаясь противоположных сторон душевного мира: светлая печаль сменялась напряжением, смятением, после взволнованного трепета музыка погружалась в умиротворение, чтобы вновь разразиться бурей. Казалось, выразительные возможности рояля не имеют границ, настолько он был подвластен пианисту.

Показателем индивидуального пианистического стиля Александра Ибрагимова можно считать исполнение Сонаты №14 Л. Бетховена. Внешняя сдержанность и строгость… Суть, зерно первой части были скрыты глубоко внутри. Подчёркнутая ровность при движении в достаточно подвижном темпе показывала глубочайшую концентрацию чувств пианиста. Вместе с этим, ощущение перспективы и устремлённости делали звучание первой части живым, новым, лишённым всякого намёка на внешние проявления и сентиментальную эмоциональность. Отражая во второй части сонаты контрастную жизнелюбивую энергию, музыкант сохранил единство цикла. Смысловые линии с ощутимой ясностью переходили друг в друга, тем самым обостряя драматургию. В финале сонаты, максимально напряжённом и неудержимом, слышался уже не рояль, но оркестр с множеством тембров. Такая трактовка Бетховена воплотила в звуке не только множественные эмоциональные состояния, но и создала настоящее действие со своей сложной драматургией развития и взаимоотношений.

Далее программа концерта знакомила слушателей с транскрипциями А.Р. Ибрагимова. Были исполнены переложения двух песен Р. Шумана («В сиянии тёплых майских дней», «Орешник»). Сольное фортепианное звучание нисколько не умолило их красоты и чувственности. Напротив, блестящие транскрипции обогатили эти сочинения Шумана. Так, в первой песне, благодаря регистровому контрасту проведения мелодии, возник трепетный любовный дуэт. А «Орешник» превратился в виртуозное фортепианное произведение, где техническая сторона – лишь средство, обрамление внутреннего состояния певучей мелодии.

Две следующие транскрипции Александра Ибрагимова («Ария» из «Бразильской бахианы» №5 Вилла-Лобоса и "Большое адажио" из балета "Раймонда" А.К. Глазунова) продолжили музыкальное повествование о вечных и многогранных человеческих чувствах. Эти и другие транскрипции, сделанные автором профессионально и со вкусом, являются ценным и востребованным материалом для концертного репертуара пианистов во многих городах России.

Яркое исполнение «Кампанеллы» Паганини-Листа впечатлило слушателей. Лишь досадно, что строй рояля не был совершенным, в чём так нуждалась эта дивная музыка, полная хрустального звука.

Программу завершали два произведения С.В. Рахманинова: «Вокализ» в транскрипции Алана Ричардсона и «Полька В.Р.». На мой взгляд, «Вокализ» можно считать лирико-психологической кульминацией всего концерта. Взгляд пианиста на это произведение поразил цельностью и колоссальным погружением в музыку. Вновь многотембровое звучание рояля создавало ощущение оркестра. Линии, вытекающие из развитой фактуры, концентрировали в себе самые сокровенные переживания и размышления. Скрытая в строго выдержанной мерности экспрессия темы вырвалась лишь в момент кульминационной вершины, после чего та зазвучала опустошённо и обречённо, предопределяя финал.

Последнее произведение концертной программы, «Полька В.Р.», охватила слушателей настроением искрящегося счастья, добра и света. В ответ на благодарность публики – цветы и крики «Браво!» – пианист Александр Ибрагимов исполнил ноктюрн Ф. Шопена cis-moll, как всегда в своей тонкой, индивидуальной манере.

Этот музыкальный вечер сохранится в истории музыкальной жизни Петрозаводска как яркое событие, которое невозможно переоценить.

 

Ольга Капранова,

студентка 3 курса отделения «Теория музыки»

Петрозаводского музыкального колледжа

им. К.Э. Раутио.

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!