Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова запускает совместный творческий проект МУЗЫКА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ, посвящённый тематике страстной недели и пасхальных торжеств. К участию в данном проекте, ведущемся на общественных началах, задействованы студенты и преподаватели не только консерватории, но и музыкального колледжа, а также артисты филармонии и музыканты города.
В первом концерте цикла, по задумке организаторов, ежегодного, вниманию слушателей будет представлена программа, составленная из двух произведений абсолютно разных эпох, но тесно связанных между собой единой темой. Кантата выдающегося немецкого композитора добаховской эпохи Генриха Шютца и партита выдающегося отечественного композитора Софии Губайдулиной написаны по мотивам канонического евангельского сюжета о последних семи словах Иисуса Христа, произнесённых им на кресте.
Один из наиболее ярких представителей европейского музыкального барокко, Генрих Шютц родился ровно за сто лет до Баха — в 1585 году. Современники называли Шютца отцом новой немецкой музыки. Семь слов – это глубоко драматическое произведение. Все образы в нём отмечены чертами психологической достоверности. Мастер сосредотачивает своё внимание на душевной драме личности, но не ограничивается этим. Сила "Семи Слов", как, впрочем, и других опусов Шюца (пассионов, магнификата, духовных концертов, священных симфоний), — в ощущении трагизма земного бытия вообще и трагизма эпохи (это время Тридцатилетней войны). В "Семи Словах" Голгофа осмысляется как всечеловеческая трагедия, но безутешное горе, скорбь, смертные муки переданы у Шюца с суровой сдержанностью. Композиция оратории проста и строга: история смерти Христа дана в торжественном обрамлении скорбных хоров и "симфоний". От лица евангелистов поют то сопрано, то альт, то тенор, но на словах Иисуса "Господи, для чего Ты Меня оставил!" (четвёртое Слово) и при описании смерти Христа все партии объединяются в ансамбль. Партия Иисуса на всём её протяжении сопровождается дуэтом скрипок. Вступительный хор и симфония вводят нас в атмосферу событий, а заключительная симфония и хор оставляют слушателя в состоянии светлой и торжественной печали.
«Семь слов», партита для виолончели, баяна и струнного оркестра в семи частях (1982), — одно из самых захватывающих произведений крупнейшего российского композитора Софии Губайдулиной. Питая пиетет к великой духовно-культурной традиции, она обратилась к сюжету, на который написали произведения с тем же названием Генрих Шютц и Йозеф Гайдн. Особенно близким для Губайдулиной оказалось именно сочинение Шютца (род духовной кантаты): с ним совпадает как бы программное последование самих семи слов (обращений Иисуса на кресте, из разных евангелий), с ним связан прием многоголосного просветляющего ответа на одноголосные реплики «крестного» повествования, из него заимствована даже пятитактовая цитата — на слово «жажду», с полной гармонизацией. На основе ассоциаций с каноническим сюжетом Губайдулина создала остронапряженную «оркестровую драму», в которой инструменты выступили в качестве «героев», «персонажей». Произведение посвящено двум замечательным музыкантам, первым исполнителям этого и других произведений Губайдулиной, — виолончелисту Владимиру Тонхе и баянисту Фридриху Липсу. Ярчайший интонационный язык произведения, магнетически действующий на слушателя, связан с вдохновенным мастерством этих артистов, которые в ходе работы над данным произведением сделали несколько открытий в способах игры на своих инструментах.
О некоторых участниках проекта:
Баянист Юрий Гуревич – ярчайший представитель современной Нижегородской баянной школы. Окончил Нижегородскую консерваторию (класс баяна профессора В.И.Голубничего, класс дирижирования профессора М.А. Саморуковой) и ассистентуру-стажировку. Профессор, лауреат всероссийских конкурсов камерных ансамблей и международных конкурсов. Руководитель оркестра баянов консерватории. Один из инициаторов создания творческой группы «Ars mobile». Ведет педагогическую, дирижерскую и концертную деятельность.
Лютнист Константин Щеников-Архаров окончил Колледж Искусств Республики Коми (Сыктывкар, 2007) по классу гитары. Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу гитары и композиции. Является основателем и музыкальным руководителем «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга», с 2014 является музыкальным руководителем фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель». Как солист выступает на крупнейших площадках страны - КЗ Мариинского театра, Большой и Малый залы СПБ Филармонии, КЗ им. Чайковского (Москва), Московский Международный Дом Музыки. В данный момент Константин играет на разных видах лютен и исторических гитарах (19 в.), исполняя музыку разных эпох и стран. Является одним из основателей ансамбля "Reditus", постоянным участником ансамбля "Tanedores" и других проектов различной направленности.
Подробнее на сайте консерватории