Языки

  • English
  • Русский

Пресс-релиз: «Stabat Mater»

Джованни Перголези - выдающийся итальянский композитор начала XVIII века. Об этом человеке известно не много. Мы знаем только то, что он прожил не долгую жизнь (всего 25), и менее 10 лет занимался активным творчеством. Но за столь небольшой срок он успел оставить значительное наследие. Это 4 оперы-seria, 10 кантат, 2 музыкальные комедии, 14 трио-сонат, 3 симфонии, множество инструментальных концертов, месс и ораторий. Самыми известными произведениями Перголези являются комическая опера «Служанка-госпожа» и духовная кантата «Stabat Mater», которую он написал незадолго до смерти.

 

История создания «Stabat Mater» Перголези исполнена романтики.  Существует легенда. Источником вдохновения для композитора послужила личная драма. Его любимая девушка не получила согласия своих знатных родителей на брак. Поэтому она ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, композитор смотрел на изображении Мадонны. Удивительным образом, оно было похоже на его умершую возлюбленную. И сам Перголези умер за сочинением своей лебединой песни. Сейчас трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности. Впрочем, наверное это и неважно. Важно то, что в мир пришла прекрасная музыка.

 

В своё время эта музыка казалась очень необычной, шокирующе новой. Так например Перголези был первым композитором, который ввел в «Stabat Mater» мажорные части в быстром темпе. Это было крайне смелым шагом. Знатоки того времени также критиковали Перголези за чрезмерное использование пассажей-украшений. По словам падре Мартини «такие пассажи скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби». Сейчас эти упрёки кажутся более чем странными...

 

Удивительно перекликаются судьбы композитора и автора поэтического первоисточника Якопоне да Тоди (монаха XIII века). Средневековый мастер пережил смерть супруги и ушел в монастырь. Спустя много лет, уже будучи монахом, он создал свою бессмертную «Stabat Mater dolorosa» (в переводе с итальянского «Стояла мать скорбящая»).

 

Текст поэмы состоит из 13 частей, в них повествуется о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе. С XIII века этот текст использовался в божественной Литургии – он исполнялся в день Семи скорбей Богородицы. Но в кантате Перголези нет места трагедии и смерти. Музыка «Stabat Mater» пронизана светом и надеждой, наполнена возвышенной печалью, смирением и добром.

 

Надо заметить, что текст Якопоне да Тоди был положен на музыку неоднократно. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Скарлатти, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пуленк.

 

Наталия Попова,

студентка 3 курса отделения «Теория музыки»

Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э.Раутио

 

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!