Языки

  • English
  • Русский

ВОКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА Игоря Макарова, концерт 21.11.17

Те, кто шел на концерт  Игоря Макарова (баритон) в Выставочном зале, не ошиблись, ожидая глубоких художественных впечатлений. Лауреат международных конкурсов, Игорь Макаров получил блестящее образование (класс профессора Нины Варшавской, г. Казань, стажировка у маэстро Джузеппе Саббатини (Рим, Италия). Приехал в Карелию в 2016 году по контракту с Музыкальным театром Карелии,  и второй год востребован на многих концертных площадках Петрозаводска. С сентября 2017 г. стал преподавателем ПМК им. К.Э. Раутио по специальности академический вокал. В этот вечер чарующе прозвучали арии из опер и романсы, конферанс Юлии Онькиной был хорошо подготовлен и интересен. Камерный «музейный» зал  позволил вблизи увидеть всю актёрскую игру, мимику, жесты певца, который сыграл каждое произведение своей богатой и сложной программы.

Многие эксперты утверждают, что баритон считается определенной квинтэссенцией мужского начала, сочетая в себе гибкость и выразительность тенора, а также насыщенность баса.

Для наших студентов, напомню: «Испокон веков повелось, что самый лучший оперный певец, вызывающий наибольший восторг у слушателей, это тенор. Позднее суперзвездами становились басы (Федор Шаляпин, например), и только в новое время на пьедестал, созданный публикой, взошли баритоны. Слово barytonos имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «тяжелый». Такое название голос получил не случайно, поскольку оперные певцы, обладающие насыщенным, колоритным баритоном, исполняют преимущественно партии мужественного характера. Диапазон голоса, которым обладает оперный певец, лежит в пределах ля-бемоль большой октавы – ля-бемоль первой октавы, по высоте он занимает среднее положение между басом и тенором».

Для баритонов написаны гениальные оперные партии русскими и зарубежными авторами, и их звучание в исполнении Игоря Макарова смогло убедить в том, что и на нашей северной сцене они могут звучать на высоком европейском уровне вокальной культуры и музыкального стиля.

Наиболее распространенным является разделение баритонов на лирический и драматический. Оно непосредственно связано с характером подачи звука и лишь косвенно зависит от его высотности. Лирический тип – более мягкий и прозрачный, драматический – сильный и объемный. Игорь Макаров выступает в лирическом  амплуа: к типичным партиям лирического баритона принадлежат исполненные им моцартовские роли графа Альмавивы из оперы «Свадьба Фигаро» (ария Hai gia vinta la causa… Vedrò mentr’io sospiro), Гульельмо из оперы В. А. Моцарта «Так поступают все» (Ария Rivolgete a lui lo sguardo),  Елецкого в опере П. Чайковского «Пиковая дама» (Я вас люблю), Вольфрама из оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (Романс O du, mein holder Abendstern), в репертуаре есть также и ария Жермона в «Травиате» Дж. Верди, Роберта в «Иоланте» П. Чайковского. Но есть и опыт освоения драматических партий, таких как  Демон из одноимённой оперы А. Рубинштейна, мы надеемся услышать их на следующих концертах. Эмоциональной кульминацией вечера стала песня Р.Шумана «Я не сержусь», из цикла «Любовь поэта» -  одна из вершин вокального творчества немецких романтиков. Ещё Алексей Масленников,  советский и российский оперный певец (тенор), солист  Большого театра, говорил об этой музыке: «Я всегда считал, что фортепианную партию здесь должен исполнять крупный концертирующий пианист». И в его случае это был Николай Петров. А в нашем концерте создать удивительный образец утонченной возвышенной поэзии удалось Елене Смирновой, чудесной пианистке - опытной и самоотверженной в работе.

Лариса Архипова, руководитель Академического хора ПМК им. К.Э. Раутио: «Я просто потрясена, что услышала такое редкое в наше время качество звучания голоса – мягкого, красивого, по-настоящему профессионального. А какое мастерское отношение к слову! Игорь прекрасно поёт на итальянском и немецком, и даже на татарском языке. Моцарта поёт в том стиле и в том жанре, в котором задумал композитор в ХVIII веке. Также восторженные впечатления остались от игры пианистки Елены Смирновой».

Тамара Кундозёрова, председатель ПЦК ОКФ: «Прекрасный альянс певца и чудесной пианистки Елены Смирновой! Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Партия фортепиано в исполнении Елены Анатольевны – идеальна, и дуэт звучит тоже идеально!»

Наши живые впечатления, конечно же,  нельзя назвать всеобъемлющими с точки зрения охвата всего спектра творчества исполнителя, но дать вполне представительный срез его сегодняшнего дня они могут и дают.  Зал был полон, публика продолжительными аплодисментами  заставила исполнителей неоднократно бисировать, предварительно наградив многочисленными букетами цветов.  Вот только студентам колледжа не повезло (кроме одного), они пропустили сеанс мастерства, а ведь сколько вокалистов всех направлений учится сейчас – две трети от общего состава студентов!  Но мы надеемся на возможность повторения концерта на сцене зала нашего колледжа!                          

Елена Летуновская

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!